Современный репертуар для классической гитары

Со времени создания первого музыкального инструмента прошло много времени. Инструменты преображались, совершенствовались, приобретая самые причудливые формы и виды. Пройдя путь не одного тысячелетия, наряду с развитием цивилизации совершенствовался инстру-мент гитара. Имея различные формы и названия, дошла до наших дней под именем «классическая гитара». Последние два века доказали, что этот инструмент достиг своего совершенства, по-добно скрипке. И теперь маловероятно, что гитара изменит свой вид в будущем. Можно утвер-ждать, что благодаря сформировавшейся совершенной конструкции гитары, стало возможны исполнение на ней не только шедевров мировой классики, но и современной музыки в стиле рок, поп, джаз. Вы будете не правы, если посчитаете, что для этих целей существует звуковоспроизво-дящая аппаратура. Речь идет о творении своими руками, о любимых мелодиях, звучащих в ваших руках. Без сомнения, музыка будущего будет звучать на классической гитаре. Но мы живем в на-стоящем, и речь пойдет об исполнении современной популярной музыке на этом инструменте.

Гитара широко распространена во всем мире. Она подходит для концертов, семейных празд-ников и в минуты одинокого досуга. В наше время на гитаре играют миллионы людей, и между тем, интерес к инструменту постоянно растет, что требует нового оригинального, современного подхода, но все же основанного на незыблемых традициях классики.

Что же такое современный репертуар? Слово "современный" существовало во все времена. Старинная музыка также когда-то была современной. Для каждого времени существует свой репер-туар. Что для нашего времени может являться современным репертуаром? Конечно же, прежде все-го, это массовая музыка, а в частности поп- и рок-музыка, которую характеризуют, прежде всего, современные средства звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратуры. В какой-то мере к это-му можно отнести и джазовое направление. По понятным причинам, нет сочинений для гитары в этих музыкальных стилях. Но всегда, даже с древних времен существовали переложения, аранжировки, адаптации, транскрипции и др. Наибольшая часть репертуара гитариста и по сей день состоит из такого вида переработок. Перело-жения в те времена выполнялись, как правило, с популярных современных для тех времен произве-дений. Достаточно упомянуть транскрипцию фортепианной пьесы И. Альбениса “Легенда”, Испанский танец № 5. Э. Гранадоса, “Фуга” И. С. Баха из Сюиты № 1 в транскрипции Ф. Тарреги, многочисленные народные песни, как, например “El Mestre” обработанная М. Льобетом. В наше время наибольшую популярность обрёл песенный жанр, который на сегодняшний день не типичен для классической гитары, так как считается невозможным к исполнению на шести струнах. Но песни поют и любят во всем мире, а также те, кто занимается классической гитарой. Такому прекрасному инструменту должны быть подвластны не только лучшие образцы классической музыки, но и хиты современной поп- и рок-музыки, которые, возможно, через много лет станут лучшими классическими произведениями XX века.

В конце XIX века, на заре зарождения гитарного искусства, гитара не являлась распространенным музыкальным инструментом, так как считалось, что она весьма ограничена в своих технических и выразительных возможностях. Проблемой так же являлся довольно скудный репертуар для этого инструмента. Эту точку зрения изменил Фернандо Таррега и далее Андрес Сеговия, которые демонстрировали не только мастерство, ранее казавшееся невозможным, но и новый, вдохновленный этим мастерством высокохудожественный репертуар. Только такое мастерство и такой репертуар смогли совершить чудо: коренным образом изменить взгляды на гитару. Транскрипции и переложения Ф. Тарреги и А. Сеговии явились подлинным шедевром мировой культуры, которые главным образом и повлияли на признание гитары полноправным солирующим инструментом, что в свою очередь привело гитару в большие концертные залы и к всеобщему мировому признанию.
Продолжателем гитарных традиций Ф. Тарреги и А. Сеговии в 40-е годы явился вели-чайший гитарист, аранжировщик Лауриндо Альмейда. Все его переложения отличаются ориги-нальностью и элегантностью. Он показал, что гитара прекрасно подходит для исполнения джа-зовой музыки, что она способна быть маленьким оркестром. Его аранжировки джаза для классиче-ской гитары являются эталонными. Переложения Альмейда выполнял с наиболее популярных джа-зовых мелодий первой половины XX века. Своими переложениями он донес до всех любителей классической гитары популярный и современный для тех времен репертуар. Он доказал актуаль-ность этого инструмента тем самым положил духовное начало новой жизни классической гитары, конструктивно оставшейся в своем первоначальном, практически неизмененном виде.
В продолжение этой темы, что может явиться современным репертуаром нашего времени? Ответ очевиден – это поп, рок и, в некоторой степени, джазовая музыка. Время требует нового со-временного репертуара, подходящего настоящему времени, чтобы любитель-гитарист мог почувст-вовать язык современной музыки, попробовать дотронуться до нее своими руками посредством все той же самой незыблемой классической гитары.

А теперь о самом главном. Где взять ноты? На сайте: www.lute.ru – «Курс игры на классической гитаре в стиле поп, рок, джаз» (бесплатно). Произведения, представленные в курсе - это отличное репертуарное (концертное) и учебное приложение не только для людей, которые уже играют на гитаре, но и для тех, кто только начинает приобщаться к гитарному искусству. Большая часть курса - это переложения для классической гитары лучших произведений из репертуара мировых звезд поп, рок и джаз музыки, которые составляют сокровищницу мировой эстрадной музыки, которые, без сомнения уже стали классическими.

Основным достоинством курса является доступность исполнения нот даже для тех, кто еще не достиг высот в игре на гитаре. Переложения построены таким образом, что легко читаются с листа, что не требует серьезной исполнительской подготовки, и при этом сохраняют стиль и дух, присущий оригиналу. Ноты сопровождаются подробной аппликатурой и выполнены в соответствии со всеми правилами нотографики. Кроме нотного материала в курс включены несколько теоретических пунктов, как дополнение к общеизвестным правилам игры на классической гитаре, но в данном случае поясняющим некоторые специфические технические моменты, характерные при игре произведений современной музыки. Каждая композиция имеет краткое разъяснение технических моментов, облегчающих процесс разучивания. К курсу прилагается CD с записями содержимого и является неотъемлемой частью в учебном и познава-тельном плане.

Прямой адрес страницы с курсом: http://www.lute.ru/course.htm

Игорь Варфоломеев
Специально для сайта http://re-minor.ru/

Поделись с друзьями:

Привет, гитарист!

Пройди супер-курс по гитаре и порази всех своей игрой!

Забрать курс!
ВАМ ПОДАРКИ ОТ ПРОЕКТА
"ГИТАРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ"