Роль бас-гитары в группе

Роль бас-гитары в группеЧестно говоря, бас-гитару я выбрал просто из-за того, что не хотел быть таким как все. Это было давно. В 9-ом классе. Как же мне нравилось словосочетание «бас-гитарист»!
После этого были поиски способов построения басовых линий. Правила. Теория. Техники. И это уже другая статья. Если коротко — правил просто нет. Суть правил в том, что бы научится обходится без правил. Не быть зажатым в их рамки.

Потом пришло время, когда хочется всем показать какой ты классный. Всю песню ждешь момента своего короткого супер-быстрого синкопирующего хода. Сейчас. Сейчас..Иногда получается сделать все четко. И кажется, что ты такой классный! Все внимание было на тебе! Ведь у басиста так мало таких моментов! (Для тех, кто не понял — это была ирония) А потом при просмотре видео с концерта краснеешь. Настолько видно напряжение, всю неприродность, неловкость. Опять же короткая суть такая: если человек хочет показаться лучше, чем он есть на самом деле, значит он плохой. Это правило можно спроецировать на любую плоскость: богатство, образованность, или т.п. Если музыкант изо всех сил старается показать свою техничность и оригинальность, значит именно этого ему и не хватает.
Сейчас мне кажется, что я понимаю роль бас-гитары в группе. Кажется, что я понимаю ее предназначение. Но есть одно «Но». Раньше мне тоже так казалось. Даже в 9-ом классе.
И все же я рискну поделится своими рассуждениями по этому вопросу.

1-ая роль. Физическая. От слова «физика». Эту роль вообще можно и не выделять. Она важна больше для звукорежиссеров, чем для музыкантов. Звуки бас-гитары лежат как раз в том свободном частотном диапазоне, где с ней почти никто не соприкасается. Снизу «подпирает» бочка. Сверху гитара. Я утрирую, конечно, все намного сложнее. И все же бас гитара заполняет низкочастотный диапазон звукового пространства. Даже если басист будет просто играть партию гитары на октаву ниже (что очень много басистов всю жизнь и делают), это придаст свой объем звуку. Правда, некоторые гитарные партии просто физически на бас-гитаре не сыграешь...

2-ая роль. Ритмическая. Если рассмотреть группу с точки зрения ритма, то бас занимает почвенный слой между ударными и гитарой. Это связано со многим. Во-первых, низкие частоты хуже различаются человеческим слухом и как результат аккорды на толстых струнах звучат не так приятно. Во-вторых, низкие частоты несут в себе гораздо больше энергии. Гораздо больше "кача" потенциально может получится. Можно провести аналогию с африканскими племенами. Басовые барабаны ведут основной четкий ритм, а барабанчики поменьше «сыпят» дробями.
Такие техники, как слеп и теппинг опираются как раз на ритмическую функцию. В ритмических стилях басовые партии более яркие, более заметные.
В этой роли для себя я определился следующим правилом: бас не должен опираться на кого-то, он должен быть опорой сам по себе. Здесь я не имею ввиду то, что басовая партия не должна быть ни с кем согласована. Я имею ввиду то, что басист должен играть свою партию в одиночестве с таким же "качем", как он ее играет с группой. Такая проблема у меня возникла, когда я играл с сильным барабанщиком, берущим на себя инициативу. С ударником — все четко. Сам — плаваю. Всегда следите, что вы ощущали свою партию. Басист — не должен быть ритмическим потребителем. Басист должен поддерживать и страховать ритм. Хотя, если посмотреть на Сид Вишеса, то басист вообще ничего не должен. Так, что ищите себя и свою Ненси.

Но это еще не все. 3-ая роль. Гармоническая. Хоть я и говорил, что «аккорды на толстых струнах звучат не так приятно», все же это не догма. Есть множество басистов, которые употребляют игру аккордами. Посмотреть хотя бы на басовых монстров (хотя бы!!!), типа Вутена, или Джако. Но! Строят аккорды, как правило, на самых тонких струнах из всех толстенных струн бас-гитары. Только не в коем случае себя не ограничивайте себя! Хочется играть аккордами — играйте. Главное, что бы нравилось не только вам, но и другим участникам группы. А если вы один в группе, тогда главное, что бы нравилось вашей маме (родители самые жестокие и честные критики в таких вещах). Итак, с аккордами разобрались. Но ведь гармонию можно обыгрывать и по одной нотке. Как раз умелое и удачное сочетание ритмического рисунка с гармонической моделью и есть хорошая басовая партия. Басист может гармонически поддержать и вокальную партию и усилить гитарный аккорд. Ключевое слово - «поддержка».

Классическая бас-гитара — это поддержка. Ритмическая поддержка ударным. Гармоническая поддержка гитаре (или кто там еще есть). И опять исключения. Тот же “Primus”.

Ролей для бас-гитары можно выделить намного больше. И про каждую можно написать не одну статью. Но если коротко, то я вижу гитару с толстыми струнами в группе именно так.

Поделись с друзьями:

Привет, гитарист!

Пройди супер-курс по гитаре и порази всех своей игрой!

Забрать курс!
ВАМ ПОДАРКИ ОТ ПРОЕКТА
"ГИТАРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ"