Отечественные гитары

На пространстве нашей бывшей необъятной Родины гитары выпускали во многих местах. Некоторые географические легенды живут и поныне, хотя от старых фабрик остались только названия, а от многих не осталось ничего. Существование гитарного производства в России - вопрос времени. Все фабрики используют физически и морально безнадежно древнее оборудование и технологии, а производство сохраняет рентабельность только по причине бесплатности "основных фондов", доставшихся от прошлой эпохи. Чем-то ситуация напоминает российский автопром, но шансов на введение запретных пошлин на ввоз импортных гитар у гитаропрома явно меньше. Зато у них есть некоторые резервы, недоступные ВАЗу и ГАЗу. Главный из них - статус "народно-хозяйственного промысла" (вроде как у Палеха или Хохломы), который освобождает многие гитарные фабрики от уплаты НДС. Вот так, без всяких взяток Клебанову, 20% халявы! GENERAL MOTORS отдыхает. Почти все фабрики находятся в провинции, где накладные расходы невысоки. Зарплату рабочим, понятно, там платят условную (если вообще платят). Тем и живут.

Старейшим производителем щипковых музыкальных инструментов является подмосковное Шихово. Сейчас от фабрики осталось полтора цеха, там делают не сами гитары, а заготовки, которые умелые руки наших сотрудников превращают в гитары "Звенигород". Некоторое количество забракованных нами комплектующих на фабрике собирают самостоятельно - с очевидным качеством и последствиями. Снаружи они похожи на наши гитары, поэтому иногда возникают вопросы.

Бобровская фабрика. Существование этой фабрики - исторический казус и парадокс. Во-первых, в Воронежской губернии со времен татаро-монголов нет леса, поэтому строить там деревообработку могло прийти в голову только совкам. Бобров - небольшой городок, жители которого никогда не отличались пристрастием к гитарному делу. (Шихово - тоже деревня, но хотя бы с "музыкальной" историей, кустари там делали балалайки и гитары еще в позапрошлом веке.) И вот в конце 70-х в Боброве отгрохали фабрику с мощностью чуть не 100000 гитар в месяц. В этом есть что-то Платоновское, этакий черноземный "Котлован" и "Чевенгур"... Фабрика отчаянно работает и поныне. Масштабы, конечно, поменьше стали, но бобровские КАМАЗы по-прежнему бороздят ухабистые трассы западной и центральной России, да и на восток доезжают. Сюр и кошмар ГАИшника - грузовик, забитый под завязку коробками с бобровскими гитарами. Главной особенностью этих гитар по-прежнему являются характерные "цветочки" вокруг отверстия резонатора. Эти цветочки рисуют вручную, для чего в штате есть спец.художники. ("Цветочки" как раз позволяют начальству фабрики претендовать на статус НХП.) Самые дешевые модели имеют характерную грушевидную форму корпуса. Есть несколько "квазивестернов" и 12-струнка. Гитары покрашены нитролаком, большинство моделей с декой из условно-резонансной елки, головка грифа сделана "лопатой". Продукция Боброва имеет настолько одиозный "советский" облик, что ее не спасает даже относительно стабильное качество и наличие еловой деки. Одну из бобровских моделей мы переделываем в свой "Петергоф", отсеивается всего 10% брака и получается вполне симпатичная дешевая гитара. Кто мешает бобрам делать то же самое на фабрике - неизвестно. Вероятно, тот самый "наш гештальт"...

Ижевская фабрика. Фабрика входит в своего рода "холдинг" разношерстных предприятий, большинство из которых занимается металлообработкой. Поэтому гитары выходят такие - технократичные и очень удмуртские. Грифы в Ижевске научились делать из фанеры, но не до конца. Поэтому 98% всех гитар имеют кривой гриф. В свое время мы тесно общались с этой фабрикой и прилагали усилия к перековке их меча на наше орало. Они нам даже знаменитую Глазовскую водку подарили. Но с гитарами по-прежнему плохо, страшные они и безнадежно фанерные. Мы даже не пытаемся из них ничего собирать, бесполезно. Хотя люди вроде честно стараются, что-то вроде "классики" создали по нашим советам. При фабрике есть несколько умельцев, они иногда фабричные гитары "тюнингуют", хотя почему-то просят за свой "тюнинг" совершенно непомерные деньги. В общем, все очень запущено.

Самарская фабрика. Пожалуй, это единственная сколько-нибудь приличная старая фабрика в России. "Культура производства" там конечно вполне традиционная, но гитары разваливаются очень редко. Из самарской "классики" можно сделать что-то пригодное к домашнему использованию - прошлифовать лады, струны сменить, подставку оторвать и заново приклеить... Лет пять назад там делали сущих уродцев и красили их фасадной краской. А потом как-то подлечилось. Портит эти гитары пристрастие самарцев к плохо разведенной водной морилке, из-за нее темные детали гитар получаются грязно-коричневого цвета. Рекомендуется так же избегать самарских гитар, полностью покрашенных в темный цвет, ибо они оттого и темные, что на деке под краской спрятаны разные ужасные подробности... Но в целом эти гитары похожи на гитары, а не на упаковку от станков с ЧПУ. Что уже радует и даже вселяет патриотические чувства.

Кунгурская фабрика. Кунгур - опорный край державы. Особо распространяться об этих гитарах не хочется. Что-то типа Ижевска, только еще топорнее. В смысле, что кроме топора и пилы, других инструментов в Кунгуре не употребляют. Часть моделей красят в оранжевый цвет (их мы прозвали летним камуфляжем), а некоторые - в грязно-белый (зимний камуфляж). Эти крашеные модели отчего-то стоят заметно дороже обычных. Тоже все очень запущено...

Екатеринбургская фабрика "ЭТЮД-УРАЛ". На заре перестройки панки с Запада специально приезжали в СССР за электрогитарами УРАЛ. Похоже, эти гитары теперь - раритет. Во всяком случае, в Москву попадают только акустические гитары из Свердловска. Известны всего 2 модели, одна поменьше - с электрогитарным креплением грифа, из-за этого весит вдвое больше обычного. Есть еще "концертная" гитара с вклеенным грифом, такая "уральская Кремона". Исполнение грубоватое, а цена совершенно несоразмерная с качеством.

Питерская фабрика "АРФА". Бывшая "Луначарка", где делали те самые "ленинградские гитары" - их по сию пору автоматически спрашивают покупатели во всех магазинах страны. К обычным национальным бедам (дуракам и дорогам) на Арфе прибавляется плата за столичный статус СПб и расположение фабрики в центре города. Оплачивать дураков, дороги и столичный статус предлагается покупателям. Если продукция того же Кунгура вызывает искреннее чувство сострадания и желание помочь хоть чем-то, продукция Арфы ничего не вызывает. Это единственная в России фабрика, где еще сохранились определенные традиции и технологии.
Как можно столь бессмысленно тратить время и дерево в огромном столичном городе, где есть и музыканты, и мастера? Состояние Арфы иначе как позорным назвать нельзя, и никаких экономических и политических оправданий ему найти невозможно.

Питерская фабрика "МУЗА". Бывший завод "Муздеталь". Мы это название присвоили, когда фабрика совсем лежала на боку и вроде как не собиралась подниматься. Но потом нашлись добрые люди: подобрали, обогрели, обобрали...т.е. наоборот, инвестировали, извиняюсь за выражение. Даже название сменили, так что мы вроде ничего и не украли. На МУЗЕ делают гитары с электрогитарным грифом и пластиковым корпусом из полистирола, что-то вроде "овейшна", только явно попроще. Качество этих непотопляемых инструментов прежде было очень хорошее, а по свойствам "живучести" музовские гитары вне конкуренции - ломаться там просто нечему. С виду они симпатичны, поэтому охотно раскупаются подростками для ночных бдений в подъезде.

Питерская фабрика "ЛАДА". Появилась недавно, как некая тень МУЗЫ. У них есть пока две пластиковых модели, один корпус от "классики", второй - очень красивый "овейшн".Поначалу ЛАДА заметно уступала МУЗЕ по качеству, но сейчас они подравнялись, ЛАДА даже поаккуратнее будет.

Борисовская фабрика. Упоминается для статистики, поскольку белорусских гитар в Москве нет уже третий год. Была у них всего одна модель, сопоставимая с Самарой, но гриф пожирнее и покривее.

Львовская фабрика ТРЕМБИТА. Львовские гитары всегда отличались определенной продвинутостью, так что в СССР с ними могла потягаться только "Луначарка". Там делали "вестерны" и вполне приличные 12-струнки. ТРЕМБИТА существует и поныне, ассортиментный ряд у нее обширный. Основу по-прежнему составляют "вестерны" и "джамбо" разного рода, есть и "классика". Несколько лет назад все модели были с резонансной декой, что приводило к огромному проценту брака, ибо дека лопалась там в течение 1-2 месяцев. Сейчас на большинстве гитар на деке стоит еловый ламинат, да и резонансную деку начали сушить несколько лучше. Поэтому в целом качество этих гитар не хуже, чем у АРФЫ или Самары, а внешний вид заметно интереснее. Некоторые модели покрашены в разные кислотные цвета - зеленый, красный, синий... Это особенно популярно в провинции, как и мексиканские сериалы. В целом ТРЕМБИТА - это старая советская фабрика, хотя и с несколько подновленным интерфейсом, она (опять же - в целом) лучше большинства российских фабрик, но ожидать от ее продукции европейского качества нет смысла.

Львовская фабрика РЕНОМЕ. Эта фабрика появилась недавно, поэтому лишена как "груза прошлого" и всякого соцкультбыта, так и "халявы" в виде бесплатного оборудования. У людей была задача - наладить выпуск конкурентноспособных и недорогих гитар, с этой задачей они вполне справились. Поскольку изначально шла речь о производстве ГИТАР, а не МАКЕТОВ гитар (которые только и можно сделать за 20$), продукция РЕНОМЕ заметно дороже, чем у прочих фабрик. Почти все модели РЕНОМЕ сделаны на основе корпуса "джамбо" из клена и кленового ламинита. На более дорогих моделях есть т.н. "акустическая линза" - выпуклое дно. Остается сожалеть, что единственная нормальная гитарная фабрика теперь находится за границей, а в России пока никому не удалось ни создать что-то подобное, ни присоединить Западную Украину к Воронежской области, чтобы ликвидировать таможенные барьеры...

Черниговская фабрика. В Россию эти гитары совсем не попадают, что очень хорошо. Ибо от Кунгурских или Ижевских эти гитары отличаются незначительно. Очень самостийная конструкция и дизайн, фанера ядреная, весит, как бас-гитара Фендер... Короче, маешь - вещь.

Изяславская фабрика. Есть, есть и такая фабрика. Всего одну гитару видели, выпросили на свою голову у наших киевских партнеров. Потом пришлось ее продать какому-то алкашу за 200 руб. Даже даром на витрину никто не хотел брать. А запах, а цвет...

В заключение следует упомянуть о гитарах с маркой МУЗДЕТАЛЬ. Пока это отчасти "отверточное" производство, поскольку все наши гитары собираются из комплектующих, сделанных на других фабриках. Возможно, это вообще единственный способ получить хоть сколько-нибудь пригодную дешевую гитару. По цене эти гитары лишь немного дороже обычных фабричных гитар, а по качеству однозначно лучше.

Кроме дешевых массовых гитар в России производят мастеровые и мелкосерийные инструменты. К последним относятся гитары Lorance и Master. Однако рассматривать их в общем обзоре с фабричными гитарами нет смысла, это вполне самостоятельные, хотя и не слишком известные бренды.

Поделись с друзьями:

Привет, гитарист!

Пройди супер-курс по гитаре и порази всех своей игрой!

Забрать курс!
ВАМ ПОДАРКИ ОТ ПРОЕКТА
"ГИТАРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ"